Обеспечение национальных интересов в Арктике

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В АРКТИКЕ

Май 25 • Авиация, Аэронавигация, Особенное • 2262 Просмотров •

Евгений Ватрухин

 

Евгений Ватрухин, Директор департамента развития государственной авиации и взаимодействия с ОАК ОАО «НТЦ ПРОМТЕХАЭРО»

 

Принципы, заложенные в создаваемую сегодня в стране Аэронавигационную систему, требуют создания единого государственного поля аэронавигационной, плановой, метео, координатно-временной и радиолокационной информации для гражданской и государственной авиации.

Это значит, что их информационные и управляющие средства, а также телекоммуникационные инфраструктуры, имеющие отличия ввиду разного характера решаемых задач,  должны взаимодействовать друг с другом для обеспечения гибкого использования общего воздушного пространства в соответствии с приоритетами, обозначенными Воздушным Кодексом РФ, и взаимной безопасности.

Здание ОАК ОАО «НТЦ ПРОМТЕХАЭРО»

Здание ОАК ОАО «НТЦ ПРОМТЕХАЭРО»

Если речевое взаимодействие между двумя составляющими национальной аэронавигационной системы обеспечено, то с автоматизированным обменом полётной и координирующей информацией между органами государственной и гражданской авиации, повышающим оперативность решения конфликтных задач гибкого использования ВП РФ, по-прежнему существуют проблемы.

При планировании использования ВП государственной и  гражданской авиацией используется как общая, так и специальная аэронавигационная информация. Гражданская авиация в результате проведения опытно-конструкторских работ (ОКР) «Авиа-АНИ» получила программно-аппаратные комплексы (ПАК) АНИ федерального, регионального и аэродромного уровней  для сбора, подготовки, хранения и рассылки общей аэронавигационной информации в единой системе. В настоящее время ведётся их модернизация по реализации возможности работы в сети ИНТЕРНЕТ.

НТС «ПРОМТЕХАЭРО»: К ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАДИОГОРИЗОНТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  С ОРГАНАМИ РОСАВИАЦИИ

Несколько лет назад по заказу МО РФ была проведена ОКР «Аэро-Инфо» по созданию  аналогичной по задачам автоматизированной подсистемы сбора, обработки  и рассылки аэронавигационной информации для органов АНО ВВС. Обе работы не были скоординированы, поэтому взаимодействие между ПАК АНИ военной и гражданской систем не обеспечено. С 2012 года для органов Росавиации ведётся изготовление ПАК АНИ федерального и регионального уровней. Результаты ОКР «Аэро-Инфо» в интересах деятельности реформированных органов бывшей Службы аэронавигационной информации ВВС,  унаследовавших весь объём задач этой службы, так до сих пор и не внедрены.

НТС «ПРОМТЕХАЭРО»: К ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАДИОГОРИЗОНТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ РОСАВИАЦИИ

Проведённые в рамках ФЦП «ФСР и КВП РФ» работы по созданию системы информационно-технического взаимодействия «Росавиации» с органами МО РФ обеспечили в соответствии со статьёй 57 ФАП «Организация планирования ИВП РФ» получение радиолокационной и плановой информации только органами ПВО. Аналогичная информация для повышения ситуационной осведомлённости при выполнении полётов с военных аэродромов и учёта при  планировании ИВП в органы ВВС не поступает, хотя технических проблем  для их подключения к этой информации  не существует. Мешает как слабое взаимодействие между органами МО РФ и Росавиации, так и отсутствие современных средств автоматизации в  органах государственной авиации, которые смогли бы обрабатывать нужную каждому из них аэронавигационную, плановую, информацию наблюдения и метео-информацию.

НТС «ПРОМТЕХАЭРО»: К ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАДИОГОРИЗОНТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ РОСАВИАЦИИ

Отметим, что в настоящее время в рамках создания Московской АС ОрВД и некоторых других укрупнённых центров ЕС ОрВД начаты работы по решению проблемы автоматизации военных аэродромов методом модернизации  принятых в конце 90-х годов на вооружение для  военных секторов ЕС ОрВД и поставляемых сегодня на аэродромы МО РФ средств автоматизации планирования ИВП. При этом они подвергаются  глубокой программной «адаптации» под новые требования, сохраняя все унаследованные недостатки, основным из которых является отсутствие возможности работы в категорированных помещениях военных аэродромов. Обследования ряда аэродромов государственной авиации определили необходимость размещения АРМ КСА планирования ИВП в том числе и в категорированных помещениях  штабов и КП аэродромов. Реализуемые сегодня решения скорее полумеры, которые  вряд ли способны полностью удовлетворить требования МО РФ.

В сегодняшней обстановке, когда, хочется надеяться, в целом определены организационные и структурные решения в ВВС и других видах, имеющих боевую авиацию, назрела необходимость в выработке требований и выполнении работ по созданию современных средств CNS/ATM для комплексной автоматизации процессов  управления, планирования, контроля ИВП, обработки аэронавигационной,  метео- и другой информации в органах государственной авиации. Эти работы  должны стать информационно-управленческим базисом создаваемой единой системы управления государственной авиацией в современных условиях, необходимость в которой определена Президентом РФ в Основах государственной политики в области авиационной деятельности.

Одной из проблем отечественной боевой авиации, сдерживающей использование  всех её потенциальных возможностей в полной мере, является обеспечение  управления и контроль ВС за пределами радио-видимости. Имеющиеся и создаваемые средства загоризонтного обнаружения воздушных объектов как потенциальных носителей стратегического оружия потребовали адекватной реакции на них средств противодействия, в первую очередь истребительной авиации, до входа в зоны ПВО и в зонах возможных пусков средств поражения.

Обеспечение национальных интересов в Арктике, где разворачивается серьёзное соперничество государств за освоение арктических ресурсов, также настоятельно требует присутствия военных средств, и, конечно, авиационной компоненты. Решающие преимущества в этой схватке получит тот, кто первым сможет обеспечить мощное военное присутствие в регионе. Таким образом,  должна быть решена задача обеспечения управления боевой авиацией за пределами существующих радио-полей связи и наведения прямой видимости, что требует создания новых отечественных технологий организации устойчивого и защищённого управления за пределами радиогоризонта.

В настоящее время Государственная корпорация по ЕС ОрВД приступила к практическому обеспечению деятельности ряда вновь создаваемых укрупнённых центров в  зонах ответственности воздушного пространства,  не обеспеченных работой средств РТОП, включая арктические районы, отечественной системой КВ связи и передачи данных. Использование этими центрами при аэронавигационном обеспечении преимущественно иностранных ВС существующей  глобальной сети передачи данных GlobaLink/HFDL фирмы ARINC требует оплаты услуг этой фирмы по обеспечению центров полётной информацией, что является очевидным нонсенсом. А в условиях  сегодняшних санкций, наверное,неадекватно и небезопасно.

В создаваемой отечественной сети КВ связи и передачи данных должна уметь работать и военная авиации, обеспечивая необходимый обмен данными в интересах безопасного ОВД не только в национальном воздушном пространстве. Например, МО США разместили заказ на оснащение около 900 ВС средствами HFDL. При этом очевидно, что информационные сообщения в интересах полётов военной авиации США и НАТО в системе HFDL будут закрываться спецаппаратурой, тем более, что факты закрытой работы в сети HFDL американских военно-транспортных и топливозаправочных ВС уже были зафиксированы. Таким образом, США получили для военной и гражданской авиации ещё один наиболее эффективный по стоимостному критерию глобальный телекоммуникационный ресурс — надёжную и устойчивую адаптивную КВ передачу данных.

НТС «ПРОМТЕХАЭРО»: К ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАДИОГОРИЗОНТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ РОСАВИАЦИИ

Для отечественной военной авиации в районах с отсутствием РТОПС основной режим работы в КВ диапазоне должен быть автономным, помехозащищённым и обладать требуемыми характеристиками по надёжности, скрытности, имитостойкости, пропускной способности, что по результатам  анализа ТЗ на проектирование сети КВ связи для центров ЕС ОрВД не может быть обеспечено в создаваемой сети. Возникает задача создания дальней КВ связи и передачи данных для государственной авиации на современных принципах и средствах технической реализации.  Ведущаяся ОКР  по созданию специализированной сети КВ связи  МО РФ  не предусматривает разработку видовых подсистем, включая таковую для ВВС, что ещё раз указывает на необходимость формирования требований к подсистеме КВ связи и передачи данных для государственной авиации, как одной из компонент единой АСУ государственной авиации.

Особенностью организации коротковолновой радиосвязи является необходимость постоянной адаптации под условия прохождения радиосигнала, соблюдения правил автоматического составления КВ канала, так называемой процедуры ALE, а также  реализации стандартных сигнальных конструкций. С этой целью в конце 1998 года Министерство обороны США ратифицировало стандарт радиосвязи в коротковолновом диапазоне MIL-STD-188-141B, который является модернизацией стандарта MIL-STD-188-141A, более известного как стандарт ALE. Новый стандарт определяет унифицированный протокол 3-го поколения для обмена данными в КВ-диапазоне, предусматривающий использование соответствующей сигнальной последовательности для организации и функционирования КВ-соединения, а также применение механизмов увеличения скорости обмена данными. Унифицированный протокол третьего поколения, именуемый как 3G-HF, предназначен для использования в сетях с высокой плотностью трафика (как голосового, так и трафика цифровых данных). Стандартизация данного протокола Министерством обороны США говорит о намерении его широкого применения для организации сетей КВ-радиосвязи военного назначения. В России подобного стандарта нет.

При отсутствии аналогичного отечественного нормативного документа наши разработчики КВ радиосредств используют вышеупомянутый хорошо и внятно изложенный стандарт в своей деятельности и добились при этом практических  результатов, опираясь на которые, можно с полной ответственностью  сказать, что отечественная промышленность практически готова к созданию современной адаптивной защищённой сети КВ связи для государственной авиации, включая поставки необходимых  средств для оснащения ВС  стратегической, тактической и армейской авиациии в наземные органы управления для организации управления авиацией за пределами радиогоризонта. Хотелось бы, чтобы заинтересованные лица МО РФ,  прочитав эту статью, не остались равнодушными к озвученной проблеме.

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »