Фирма «НИТА»: Качественные тренажеры для авиации — залог безопасности полетов

ФИРМА «НИТА»: КАЧЕСТВЕННЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ АВИАЦИИ — ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

Апр 27 • Авиация, Аэронавигация • 4302 Просмотров •

Работу НИТАпилотов и диспетчеров по праву можно назвать одной из самых сложных и ответственных, ведь от их профессионализма ежедневно зависят жизни тысяч людей. Здесь невозможно поставить табличку «стажер» или знак «чайник» — небо ошибок не прощает. Именно поэтому в авиации так много времени уделяют тренировкам, отработке навыков и действий в нештатных ситуациях.

Первые авиационные тренажеры появились еще во время мировой войны 1914-1918гг. и использовались для подготовки военных летчиков — группа помощников вручную перемещала кабину в соответствии с действиями пилота. Конечно, такой способ имел ряд значительных недостатков, но это был огромный шаг вперед в деле обучения пилотов. Сейчас, спустя почти сто лет, тренажеры имеют такую степень реалистичности имитации полета, что позволяют пилотам без выполнения реальных учебных полетов пройти переучивание на новый тип воздушного судна, ознакомиться с новым маршрутом полета или аэропортом, подтвердить право выполнения полета в сложных метеоусловиях и т.п. Также активно развиваются и диспетчерские тренажеры — современные информационные технологии позволяют добиться 100% соответствия с интерфейсом «боевых» пультов и максимальной реалистичности изображения вида  на аэропорт из окна командного диспетчерского пункта (КДП).

Кабина комплексного тренажера самолета Л-410. Вид изнутри

Кабина комплексного тренажера самолета Л-410. Вид изнутри

Одним из лидеров российского тренажеростроения на протяжении многих лет по праву считается фирма «НИТА». Это было одно из первых направлений деятельности компании, основанной группой сотрудников и слушателей Ордена Ленина Академии гражданской авиации в Ленинграде. Разработчики были хорошо знакомы со всеми проблемами и трудностями авиационных предприятий, главной из которых было морально устаревшее оборудование и отсутствие комплексных тренажеров для каждого аэропорта.

ЛЁТНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

Первой разработкой отдела тренажеров стала система визуализации на основе персональных компьютеров. Используемая ранее аналоговая модель на основе макета и видеокамеры имела ряд существенных недостатков: охват территории в пределах крайне ограниченного района (10 х 2 км), отсутствие имитации погодных условий, плохое качество изображения. Предложенное фирмой «НИТА» решение не только учитывало эти моменты, но и позволило существенно уменьшить площадь, занимаемую тренажером, сократить энергозатраты. Система визуализации была модернизирована почти на 20 объектах в Санкт-Петербурге, Москве, Ульяновске, Ташкенте, Улан-Баторе и других городах. По результатам эксплуатации системы в 1998 году было получено разрешение Федеральной авиационной службы России на ее использование для подтверждения на тренажере права выполнения посадки в условиях метеоминимума 1-й и 2-й категории ICAO.

Кабина комплексного тренажера самолета Л-410. Вид снаружи

Кабина комплексного тренажера самолета Л-410. Вид снаружи

С 2006 года фирма «НИТА» приступила к самостоятельной разработке комплексных и процедурных тренажеров. Первым «детищем» стал комплексный тренажер самолета Як-18Т 36 серии для Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА). Это был уникальный для России тренажер с панорамной коллимированной системой визуализации, обеспечивающей максимальную реалистичность изображения, углом обзора на 180° и современной системой имитации усилий на органах управления самолетом. В данный момент такие тренажеры в несколько упрощенном варианте используются еще в трех летных училищах — в Сасово, Бугуруслане и Красном Куте.

Аналогичная система визуализации, но уже с углом обзора на 210°, была создана при разработке следующего комплексного летного тренажера — для самолета Л-410-УВП-Е20.

Тренажер был  изготовлен по заказу Сасовского летного училища гражданской авиации, где самолет используется в качестве выпускного. Бортовое оборудование самолета кардинально отличалось от ранее выпускаемых модификаций. Соответственно, для полноценного обучения курсантов, а также для переучивания летного состава потребовалось создание принципиально нового тренажера. Специалисты фирмы «НИТА» обеспечили полное соответствие кабины реальному образцу, совершенную модель динамики самолета, реалистичную систему имитации визуальной обстановки. На сегодняшний день тренажер является единственным в мире для самолета этой модификации. Дополнительно к тренажеру был оборудован мультимедийный класс для теоретического обучения, что позволило создать в училище комплексную трехступенчатую систему подготовки пилотов: изучение теории с использованием компьютерных  технологий — отработка навыков эксплуатации воздушного судна на тренажере — тренировочные полеты.

Комплексный диспетчерский тренажер «Эксперт», модуль КДП

Комплексный диспетчерский тренажер «Эксперт», модуль КДП

Помимо комплексных тренажеров, активно разрабатываются и внедряются процедурные тренажеры: летной эксплуатации — для обучения выполнению отдельных операций на приборном оборудовании, технической эксплуатации — для инженеров, позволяющие изучить технические системы самолетов и вертолетов и отработать процедуры по их обслуживанию. Также фирма «НИТА» активно работает с иностранными компаниями, современные тренажеры самолетов зарубежного производства были поставлены эксплуатантам совместно с компаниями: Eca Faros, Франция (А 319/320/330, Boeing 737/747); PFC, США (Garmin 1000); Diamond Aircraft, Австрия (DA-40, DA-42); САЕ, Канада (А-320).

ДИСПЕТЧЕРСКИЕ ТРЕНАЖЕРЫ

Однако каким бы профессиональным ни был экипаж воздушного судна, и какой бы надежной не была сама машина, не менее важную роль в безопасности воздушного движения играет авиационный диспетчер. Каждый сотрудник обеспечивает управление до нескольких десятков воздушных судов в час, поэтому наравне с личными качествами, такими как стрессоустойчивость, умение быстро определить воздушную ситуацию и принять правильное решение, большое значение имеет отработка навыков на тренажере. В начале 90-х годов в аэронавигации было уже достаточно развито летное тренажеростроение, но функционал для диспетчеров оставлял желать лучшего.

Комплексный диспетчерский тренажер «Эксперт» с визуализацией на 360 градусов

Комплексный диспетчерский тренажер «Эксперт» с визуализацией на 360 градусов

Отвечая на запрос отрасли, специалисты фирмы «НИТА» разработали индивидуальный тренажер диспетчера радиолокационного управления, позволяющий отрабатывать навыки по занесенным в программу параметрам. Это был значительный шаг в развитии тренажеров для специалистов управления воздушным движением (УВД), так как позволил проводить обучение непосредственно в самих центрах (раньше для этого требовалось ездить в учебно-тренировочные центры) и по конкретным зонам ответственности, где потом предстояло работать диспетчеру.

В 1996 году, параллельно с разработкой комплекса средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) «Альфа», нашла свое воплощение идея создания комплексного диспетчерского тренажера нового поколения с расширенным функционалом. Так на свет появился КДТ «Эксперт», предоставивший возможность диспетчеру проходить обучение на оборудовании, практически полностью соответствующем реальным комплексам, а инструктору — самостоятельно задавать сценарии с различной интенсивностью воздушного движения, метеоусловиями, внештатными ситуациями в полете. Первый КСА УВД «Альфа» и КДТ «Эксперт» поступили на эксплуатацию в службу движения аэропорта Ноябрьска.

Процедурный тренажер летной эксплуатации ВС

Процедурный тренажер летной эксплуатации ВС

Активное внедрение модуля радиолокационного управления (РЛУ) КДТ «Эксперт» в центры УВД по всей России в начале 2000-х годов позволило значительно улучшить тренировочный процесс. Однако, до сих пор не существовало отдельного тренажера для диспетчеров командно-диспетчерских пунктов (КДП), что создавало определенные сложности в подготовке персонала и в стажировке на рабочем месте. Специалисты фирмы «НИТА» откликнулись на запросы отрасли и разработали второй модуль для КДТ «Эксперт» — модуль КДП. Помимо рабочего места диспетчера, он включал в себя систему визуализации ситуационной обстановки на аэродроме. В комплексе с модулем РЛУ он представлял собой уникальный тренажерный комплекс, позволяющий обеспечить работу полноценного тренажерного центра.

Первый модуль КДП имел визуализацию на 160° на четырех мониторах и был реализован в аэропорту г. Сыктывкар в 2004 году, а уже через три года фирма «НИТА» вышла на международный рынок с программным обеспечением системы визуализации на 360°  (в учебный центр города Анкара (Турция) при модернизации тренажерного комплекса был поставлен КДТ «Эксперт»). Модуль с визуализацией на 180° был установлен в Авиационном институте им. Антанаса Густатиса в г. Вильнюс, совместно с модулем РЛУ он представлял собой уникальный для Литовской республики тренажерный комплекс для обучения авиационных диспетчеров.

Рабочее место модуля КДП КДТ «Эксперт»

Рабочее место модуля КДП КДТ «Эксперт»

Продолжалось и активное внедрение  КДТ «Эксперт» в центры ОВД по всей России, на настоящий момент фирма «НИТА» реализовала ряд крупных проектов. В Новосибирский центр ОВД был поставлен модуль КДП с системой визуализации 240°, позднее был поставлен еще и модуль РЛУ, в результате чего центр получил возможность организовать работу полноценного тренажерного центра. В Екатеринбургский центр ОВД был поставлен модуль КДП с визуализацией на базе проекторов с углом обзора 240°. Причем работы были проведены в рекордно короткие сроки — за два месяца сотрудники компании укомплектовали и настроили оборудование с учетом местных условий, смонтировали и провели испытания для передачи тренажера в эксплуатацию.

И вот, в этом году фирма «НИТА» поставила еще один рекорд — первый в России тренажер с визуализацией ситуационной обстановки на 360° поступил в эксплуатацию в Красноярский центр ОВД. Это действительно был прорыв — наконец-то и отечественные диспетчеры смогли оценить полностью круговую визуализацию, которую уже почти семь лет использовали в тренировках их турецкие коллеги. Проблемы в установке тренажеров с таким углом обзора в России, в первую очередь, связаны с отсутствием помещений необходимой площади, однако сейчас это направление начало постепенно развиваться. Поставка тренажера в Красноярск — только первый шаг, в ближайшее время планируется реализация еще одного модуля КДП с визуализацией на 360° — в Домодедовском центре.

Рабочее место модуля РЛУ КДТ «Эксперт»

Рабочее место модуля РЛУ КДТ «Эксперт»

В условиях все растущей интенсивности воздушного движения нагрузка возрастает и на пилотов, и на диспетчеров. Соответственно, повышаются требования к профессиональным навыкам специалистов и качеству тренажерного оборудования. Фирма «НИТА» постоянно совершенствует и модернизирует выпускаемое оборудование. что позволяет обеспечивать высокий уровень подготовки специалистов в сфере аэронавигаци.

НИТАСанкт-Петербург,
ул.Взлетная, 15
+7 (812) 331-98-40
www.nita.ru

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »