О модернизации инженерного образования и качестве подготовки технических специалистов

О МОДЕРНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАЧЕСТВЕ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Май 15 • Авиация, Образование и кадры • 1126 Просмотров •

Профессор кафедры «Проектирование самолетов», Заслуженный деятель науки и техники РФ, Лауреат премии, Правительства РФ, Доктор технических наук Г.И. Житомирский

«Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентности государства… основой его технологической, экономической независимости».

В.В. Путин. С заседания Совета при Президенте по науке и образованию.

Заседания Совета были посвящены обсуждению существующей системы инженерного образования и подготовки инженерных кадров с задачей определения наиболее рациональных путей ее развития. Рациональных — в плане серьезного повышения качества подготовки инженерных кадров  в системе образования при достижении высокой эффективности и достижения малозатратности на нее по ресурсам и времени.

По результатам выступлений на Совете должно быть подготовлено постановление, которое позволило бы решить такую очень непростую задачу, лежащую на стыке различных отраслей знаний и областей человеческой деятельности. Представляется, что поэтому для выработки решения хорошо было бы привлечь также и специалистов, владеющих уже отработанными методами системного анализа и выработки рациональных решений для такого рода систем.

Содержание докладов выступивших на Совете компетентных специалистов по различным аспектам проблемы (поставленной задачи) свидетельствует о том, что сама проблема и необходимость ее энергичного решения созрели, и оно должно ответить на требование времени, запросы экономики и общества. И, конечно же — на ожидания и запросы широкой профессорско-преподавательской общественности.

Не сомневаюсь, что многие из уже успевших познакомиться со стенографическим отчетом заседания Совета моих коллег на инженерных кафедрах ВУЗов нашли в нем немало созвучных мыслей, идей и актуальнейших задач, требующих своего энергичного решения. Думаю, что конкретика как уже ранее сделанного нами, так и предложения в этой области со взглядом на рассматриваемую проблему как бы изнутри не были бы лишними. Они могли бы дополнить очень обстоятельные выступления на Совете А.И. Рудского (Санкт-Петербургский ГПУ), А.В. Адрианова (ДФВУ) и других докладчиков, по вопросам действительного состояния дел сегодня на инженерных кафедрах ВУЗов  — основного Исполнительного звена рассматриваемой на Совете системы модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов.

Принимая полностью идею проектно-ориентированного образования инженерных кадров в качестве основного вектора при решении задач его модернизации, которая была поддержана практически всеми выступавшими на Совете, хотел бы поделиться и своим личным опытом, который, возможно, смог бы помочь в реализации этой, как и других полезных идей, озвученных на этом заседании Совета.

О конкретике сделанного по ряду аспектов этой проблемы мог бы доложить:
— закончена разработка системы формирования рационального облика ударных самолетов фронтовой авиации (ФА)  с решением в ряде диссертаций и заданных НИР прикладных задач по определению рациональных путей повышения их эффективности;
— проведена по просьбе руководства ОАО «ОКБ Сухого» большая работа по омоложению инженерно-конструкторских кадров ОКБ с целенаправленной подготовкой инженеров  на конкретные рабочие места, что позволило повысить качество их подготовки и избежать непроизводительные затраты времени и средств на  ввод в строй. Многие из них уже заняли на предприятии высокие командные должности;
— несколько лет тому назад и в мае этого года – мной предлагалось создание при кафедре с эгидой (хорошо бы) ОАК и действительным осуществлением более тесных связей с  предприятиями Авиапрома  научно-практического  Центра технологий процесса проектирования самолетов как для совершенствования и дальнейшего развития самих технологий процесса проектирования и разработки новых, так и, особенно, для поиска путей повышения качества проектов, сокращения материальных затрат и времени на проектирование. Особое внимание при этом должно было уделяться разработке прорывных инновационных проектов и самих технологий этого процесса.

В этом плане:
• определены в первом приближении задачи и структура такого центра;
• разработана и апробирована в инновационном проекте легкого ударного самолета ФА  нестандартная технология процесса его проектирования созданной для этого командой высоких профессионалов из МАИ, ОКБ, авиационных НИИ, академий, образовавших как бы экспериментальное КБ (ЭКБ). В команду вошла также группа студентов;
• в курсовых работах и дипломных проектах студентов  отрабатывались различные варианты возможных технических  решений, часть которых оказалась полезной в проекте;
• на определенном этапе проекта были начаты работы по совместным  договорам с ОАО «ОКБ Сухого» (из средств НТР ОКБ), позволившие, в частности, успешно завершить экспериментальные исследования в ЦАГИ, подтверждающие правомерность принятых в проекте решений;
• проект после успешной защиты Аванпроекта был доведен (по контрактам выигранных на конкурсах НИР по Гособоронзаказам)  до ОКР;
• успеху процесса проектирования способствовали как высокий профессионализм членов команды, так и  ответственные систематические обсуждения целесообразности принимаемых по проекту решений с летчиками строя и с организациями Заказчика. Это позволяло определять и накапливать материалы по боевому применению разрабатываемого авиационного комплекса (АК) и его эксплуатации. Последнее, кстати, позволило бы резко удешевить и снизить затраты времени на ввод его в строй;
• проанализирован полученный опыт и результаты работы ЭКБ —  повышение качества проекта, высокая рентабельность и сокращение времени на его разработку. Представляется, что этот опыт с рядом прорывных достигнутых в проекте решений (впервые в мире!)  было бы целесообразно обсудить в соответствующих органах;
• начата разработка по такой же технологии инновационного проекта самолетов малой авиации (МА) как элементов «Транспортной системы МА» двойного назначения для освоения труднодоступных районов страны при решении социально-экономических задач и специальных задач госструктур. О серьезной важности решения такой проблемы 31.07.2014 в очередной раз напомнил Президент страны. Студенты группы индивидуальной подготовки участвуют в разработках 19-тиместного самолета и уже выступали с соответствующими докладами на международной аэрокосмической  конференции 2013 года. Они успешно защитили курсовые работы и приступили к  выполнению дипломных проектов по этой теме.

Понятно, что приведенный перечень работ имеет большое важное и актуальное самостоятельное  значение, однако в контексте обсуждаемых на Совете вопросов все это можно рассматривать только лишь как часть усилий, подтверждающих правомерность и необходимость реализации именно проектно-ориентированного инженерного образования при его модернизации.

Наша задача — повышение качества подготовки инженерных кадров в системе образования при достижении высокой эффективности и достижения малозатратности на нее по ресурсам и времени

Наша задача — повышение качества подготовки инженерных кадров в системе образования при достижении высокой эффективности и достижения малозатратности на нее по ресурсам и времени

 

Как и чему учить инженера
Эти вопросы раскрываются в планах учебно-методической, редакционно-издательской, научной и воспитательной деятельности при решении вопросов КАК И ЧЕМУ учить инженера.

Как учить? Могу только сослаться на свой опыт по читаемому мной курсу «Конструкция самолетов».

Чему учить? Здесь четкая предопределенность — тому, что просто должно точно соответствовать утвержденным планам специальности.

Ранее учебный процесс по моему курсу сводился к простому  заучиванию  «КАК УСТРОЕН» тот или иной агрегат  конструкции самолета или его системы по излагаемым мной на лекциях материалам. На привитие основательных навыков широкого инженерно-конструкторского мышления, понимания и активного поиска новых профессиональных знаний: «А почему именно так устроен?… А как, если… и далее — многие если?» — просто не оставалось времени. Получалось, что основным способом приобретеня знаний становилось все больше простое заучивание услышанного.

Но знание только тогда ЗНАНИЕ, когда оно приобретено УСИЛИЯМИ своей МЫСЛИ, а не памятью!

Очень интересны по этому поводу замечания  на заседании  Совета его участников: президента РАН В.Е. Фортова, А.В. Адрианова и др.

С такими недостатками нечего и думать о повышении качества подготовки инженеров. Поэтому  пришлось:

— полностью перестроить лекционный материал в соответствии с внедряемыми в него методами проблемного обучения, когда в диалоговом режиме преподаватель и студенты (первый — в основном, путем вопросов и редко — подсказок, вторые — своими ответами и объяснениями) совместно выстраивают конструкцию изучаемого агрегата или системы. В таких лекциях студенты познают не только «КАК УСТРОЕН» для заданных условий, но  и «ПОЧЕМУ» именно «ТАК», и «КАК» должен был быть устроен этот агрегат для других конкретных исходных условий (различных вводных «а ЕСЛИ…»).

Такой процесс при восприятии изучаемого материала позволяет  работать не только на прием знаний на слух, но и активно участвовать в самом процессе познавания нового. Отсюда и активизация ранее когда-то изучаемого материала, и повышение прочности знаний, и эрудиции, и воспитание состязательности в характере поведения на лекции, перерастающее в общую активность жизненных позиций и многое другое полезное.

— полностью перестроить лабораторные работы (ЛР), спецификой которых стала самостоятельная идентификация студентами элементов конструкции натурных образцов авиационной техники, изучаемых в учебной лаборатории, с полученными на лекциях теоретическими знаниями по этим вопросам, и их обсуждение в диалоге с преподавателем.
При этом как раз и возникают и максимально реализуются условия, обеспечивающие проектно-ориентированное инженерное образованиие;

— создать полное учебно-методическое обеспечение читаемого курса с включением в него:
• моего  учебника «Конструкция самолетов»  с тщательной увязкой содержания курса с реальным проектированием и производством новых самолетов, учебника, отмеченного присуждением звания лауреата премии Правительства РФ по науке и технике;
• учебного пособия по лабораторным работам;
• раздаточного материала по всем разделам курса. Он является основой для выполнения домашних заданий и для подготовки к очередным занятиям, которые систематически (неотвратимо) проверяются и оцениваются в ходе ЛР. Все это позволяет серьезно интенсифицировать учебный процесс и повысить качество и твердость усвоения;
• серьезного насыщения лабораторной базы (ангара) экспонатами — образцами современной авиационной техники.

Неотделимой от учебного процесса должна оставаться и воспитательная работа, которая, кроме обычных своих задач, сегодня должна больше уделять внимания успешности внедрения проектно-ориентированной деятельности, вопросам мотивации в принятии решений, активизации жизненных позиций и проявлению патриотизма, творческой самостоятельности, умению работать в команде и многому другому.

В этом плане может быть интересен наш опыт создания и работы  Клуба интересных встреч с известными деятелями Авиапрома для приобщения студентов к выбранной профессии.

Думаю, что читатели правильно отнесутся к стремлению 92-летнего профессора способствовать и своим огромным, в целых 64 года, опытом успеху реализаций решений Совета.

В заключение выражаю готовность поделиться предварительными  результатами по всем изложенным позициям с заинтересованными лицам.

МАИ: проведена по просьбе руководства ОАО «ОКБ Сухого» большая работа по омоложению инженерно-конструкторских кадров ОКБ с целенаправленной подготовкой инженеров на конкретные рабочие места.

МАИ: проведена по просьбе руководства ОАО «ОКБ Сухого» большая работа по омоложению инженерно-конструкторских кадров ОКБ с целенаправленной подготовкой инженеров на конкретные рабочие места.

 

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »